Мы продаём кассовые аппараты и запасные части для популярных кассовых аппаратов с доставкой по России

Общепит и рынки под прицелом ФНС. За что?

30.01.2021
Администратор Главный

В начале этого года стартовал отраслевой проект ФНС России "Общественное питание".

Одна из главных проблем сокрытия выручки предприятиями общественного питания это выдача клиентам так называемых "предчеков". Предчеки давно и прочно вошли в практику ресторанного бизнеса. По сути предчек это счет, нефискальный документ, который указывает, сколько клиент должен заплатить за услугу.

На начальном этапе не планируется проведение жестких контрольных мероприятий, выездных налоговых проверок со всеми вытекающими (осмотр, выемка, допросы и т.д.) В планы фискалов входит спокойный диалог с предпринимателями и разъяснение им актуальных тенденций налоговой политики и последствий несоблюдения законодательства. Уже на следующем этапе к тем предпринимателям, которые ослушаются подобных рекомендаций, придут с налоговыми проверками.

Немало вопросов возникает по поводу реализации плана ФНС. У налоговых инспекторов в настоящее время слишком мало инструментов для эффективной работы по отслеживанию выручки объектов общественного питания.

Допустим, налоговая обнаружила подозрительную просадку по выручке предприятия. А как доказать, что действительно имело место нарушение - кафе не пробило кассовые чеки?

В настоящий момент (и об этом говорят сами налоговики) возможности провести контрольную закупку или иные оперативные мероприятия у налоговой службы нет.

Вместо этого налоговые инспекции будут активно работать с жалобами потребителей. Так, например, в магазинах мобильных приложений доступно приложение "Проверка чеков ФНС России". С помощью него любой желающий может проверить достоверность выданного чека. Для этого достаточно просканировать QR-код на чеке или вручную ввести данные с чека.

Если посетитель ресторана, например, пожалуется в налоговую инспекцию, что ресторан не выдал ему кассовый чек, и направит налоговикам предчек, который был ему выдан, инспекция возбудит дело об административном правонарушении и оштрафует предприятие по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Штраф составляет для ИП от 1/4 до 1/2 суммы непробитого чека, но не менее 10 000 рублей; для юридических лиц от 3/4 до 1 суммы непробитого чека, но не менее 30 000 рублей.

Кстати, жалоба потребителя может также стать поводом для проведения выездной налоговой проверки. После назначения проверки налоговики могут осуществить осмотр предприятия, без предупреждения приехать в заведение для проверки. Если вместе с осмотром будет назначена выемка, проверяющие смогут изъять любые документы и предметы, которые могут свидетельствовать о нарушении налогового законодательства. В таком случае журналы с черной бухгалтерией, предчеки и иные "следы" правонарушений могут подвести предприятие под налоговые начисления и штрафы.

Тем не менее, выездная налоговая проверка остается весьма трудоемким процессом, требующим тщательной подготовки и предварительного анализа предприятия на предмет целесообразности проведения проверочных мероприятий. Для опытных коммерсантов не секрет, что налоговая инспекция всегда оценивает перспективы проведения проверки: выездная проверка назначается только в том случае, когда есть реальные шансы добиться результата.

Что касается оперативного контроля, с прошлого года ведется работа по подготовке законопроекта (https://regulation.gov.ru/projects#npa=106012), который устанавливает в Налоговом кодексе РФ новый вид контрольного мероприятия — оперативная проверка. Такая проверка будет проводиться в целях проверки соблюдения кассовой дисциплины. Появятся и новые оперативные мероприятия — контрольная закупка и наблюдение. Такие мероприятия проводятся без уведомления, поэтому ресторан не узнает о том, что в отношении него проводится, например, наблюдение.